Сто лет первому российскому спортивному авто

автоПрезентация спорткара «Маруся» наделала немало шума. Многие с недоумением утверждали «спортивный автомобиль из России? Невозможно». Стереотип того, что в России не было достойных спортивных автомобилей силён.

Однако, первому отечественному спортивному автомобилю в этом году исполняется сто лет. Но обо всём по порядку. Попробуем в статье немного описать историю спортивного автомобилестроения в нашей стране.

1913 год. Автомобиль «Руссо-Балт С24-55». Название многим ничего не говорит. Тем не менее, это первый русский спорткар. Если быть точными, то история модели начинается в 1911 году, когда серийную модель «С24-35» оснастили 4,5 литровым двигателем с мощностью в 55 л.с. Максимальная скорость автомобиля составляла 116 км./ч. К слову, это был первый в мире двигатель с с алюминиевыми поршнями. Но именно в 1913 году из «Руссо-Балт С24-55» сделали именно гоночный автомобиль с обтекаемым кузовом. На этом автомобиле не раз выигрывали престижные гонки. Но, увы, экземпляр был утерян во время Гражданской войны. Этот же год знаменателен появлением автомобиля «Ля Бюир-Ильин» прозванного «Гаваной» за свою форму, напоминающую сигару.

Следующее спортивное авто отечественной разработки появилось только в 1932-м. В Научном автотракторном(!) институте был разработан спортивный автомобиль НАТИ-2. Всего было изготовлено шесть опытных образцов с различными типами кузова.

До 1939 года появились ещё «ГАЗ-А спорт», «ГАЗ – ЦАКС» и «ЗИС-спорт». Кстати, во время испытаний эти автомобили вплотную приближались к рекорду скорости того времени. Но в 1939 СССР и Германия, разделом Польши начали вторую мировую войну и о спортивных авто пришлось забыть.

Зато с 1950 года и до 1970, благодаря увлечению части элиты автогонками, конструкторские бюро представляли проекты и опытные образцы спортивных авто ежегодно. Среди наиболее успешных можно назвать «Победа-Спорт», «ГАЗ-Торпедо», «Москвич-403Э-424Э Купе», «Ленинград», «Киев», серия «КВН».

Отдельно стоит упомянуть «ЗИС-112». Этот автомобиль неразрывно связан с известной маркой «Урал». Как известно в 1941 году в Миассе на базе эвакуированных мощностей с завода им.Сталина (ЗИС) было построено новое предприятие. Именно плодом совместных разработок уральских и московских конструкторов стал «ЗИС-112». Автомобиль, который в 1951 году на гонках развивал скорость в 250 км./ч.

Правда дальнейшая доработка модели велась уже только москвичами: в 1952 Уральский завод стал самостоятельным и перешёл на выпуск в основном грузового транспорта. И тем не менее в 50-60-е годы работы над конструированием спортивных автомобилей ещё велись. Достаточно вспомнить «УралЗИС-355В», который на общесоюзных соревнованиях 1968 года занял 9-е место в общем зачёте и первое в кроссе среди 98 автомобилей. Как отмечали специалисты, первое место экипаж не взял из-за неопытности: по техническим характеристикам разработка оставляла далеко позади большинство конкурентов.

Что было дальше – это уже тема следующей статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: